Социальная политика Республики Беларусь направлена на обеспечение достойного уровня и качества жизни белорусов и укрепление демографического потенциала.

Здоровье населения в рамках устойчивого развития признается важнейшим элементом национального богатства. В стране имеются объективные предпосылки для обеспечения качественно нового уровня здоровья нации в силу социально ориентированной экономической политики. Современные города становятся внутренними центрами притяжения, и именно их рациональное управление определяет степень процветания государства в целом.

По итогам первого Национального форума по устойчивому развитию, который состоялся в Минске 24 января 2019 г. расширение сети городов-участников проекта «Здоровый город» признано важнейшим элементом работы по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний.

Президентом нашей страны А.Г.Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2019 года перед органами власти поставлены конкретные задачи, одна из которых звучит так: «Инициатива «Здоровые города и поселки» должна перерасти в масштабный государственный проект».

«Здоровые города» – это проект ВОЗ, который развивается с 1988 года и реализует принципы стратегии ООН «Здоровье для всех» и европейской политики здравоохранения «Здоровье-2020».

Здоровый город – это город, который постоянно формирует и улучшает физическую и социальную среду и организует свои ресурсы таким образом, чтобы люди могли помогать друг другу в улучшении жизни и максимальном раскрытии своих возможностей.

Задачей проекта является обеспечение здоровья населения как главного приоритета городской политики и сознания самих жителей, а подходы, заложенные в этом проекте, позволяют в условиях городской среды практически по всем социальным аспектам успешно решать вопросы улучшения общественного здоровья.

Сущность проекта «Здоровые города» в том, что это организационная модель новых отношений между существующими городскими структурами — администрацией города, деловыми кругами, общественными объединениями и непосредственно населением — в рамках совместной деятельности, направленной на улучшение здоровья населения и среды обитания, повышение физической активности, организацию здорового питания, профилактику вредных привычек.

Таким образом, это создание города, живущего по принципу здорового образа жизни, в котором население ответственно относится к собственному здоровью и здоровью окружающих, а также имеются условия для сохранения и укрепления здоровья.

Здоровый город – это не столько город, достигший некоего определенного уровня здоровья населения, сколько город, добивающийся постоянного улучшения здоровья и качества жизни своих граждан, «настроенный» на то, что здоровье (в широком понимании этого слова) – приоритетная проблема всей городской жизни.

Основной подход, заложенный в проекте «Здоровый город»: улучшить здоровье людей можно лишь в случае целенаправленных и скоординированных действий практически всех секторов и ведомств, и, конечно, при непосредственном участии людей – жителей городов, районов и поселков (Коллективный подход). И, безусловно, действия должны быть долгосрочными и последовательными.

Ключевой элемент проекта – совместное решение проблем. Необходимо сформировать группу лидеров, заинтересованных в будущем города и представляющих все классы, группы и слои населения.

Другое ключевое понятие концепции «Здоровых городов». Следует отметить, что это не обязательно население города: это может быть и район в большом городе, и сельская или пригородная зона, включающая в себя несколько населенных пунктов.

Документация

Решение о реализации на территории города Узда проекта «Город Узда — здоровый город» на 2021-2022 гг. (просмотреть)

Набор данных динамического наблюдения по показателям профилей здоровья (ССЫЛКА)-сделаю позже

Перечень практик реализации государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» (просмотреть)